Thursday, June 23, 2016


Алла Амелина, народный депутат РФ 1го созыва, корреспондент, сопредседатель историографического сообщества "Политика на сломе эр":
Понимание этой помой-му исчерпывающей по гуманизму фразы не так обществу, в котором исторически не так давно уничтожались миллионы сограждан, в частности - "по множественным требованиям трудящихся".
Однако, в принятой в 1993 году всенародным голосованием Конституции РФ имеется статья 20, из которой и взята фраза, вынесенная в заголовок. Всякий в праве на жизнь. Это — недвусмысленная заявка на отмену смертной казни. Тем свыше что во втором пункте той же 20-й статьи произнесено, что "расстрел впредь до ее отмены может устанавливаться законом в качестве исключительной меры наказания за очень тяжёлые правонарушения против жизни при представлении обвиняемому права на разбирательство его дела судом с участием присяжных заседателей".
Да, новая Конституция новой Российской Федерации сделала ответственный шаг к установлению запрета на расстрел . Ответственный — но только первый, с которого начался непростой маршрут к фактически запрету, не пройденный до конца сейчас.
Ясно, что история казней у нас имеет старую и богатую историю. Но давайте кинем хотя бы краткий взор на времена не столь давние — ХХ век. Чтобы предпочтительнее осознать исторический фон.
расстрел существовала в Российской Федерации вплоть до Февральской революции 1917 года, после которой была аннулирована практически на пару месяцев и снова включена Временным руководством.
Попытку показать добрые стремления осуществляла и юная советская власть, аннулировав расстрел уже осенью 1917-го. Но год через последовало безрадосно известное распоряжение Совета народных комиссаров "О красном терроре", которым она была восстановлена. Схожий сюжет — в 1920 году: в январе принимается распоряжение СНК об отказе от употребления высшей меры, а в мае приказом Революционного военсовета трибуналы получают право приговаривать к расстрелу.
С поражающим воображение цинизмом власть Советов в 1947 году, в срок сталинских репрессий, издает указ "Об отмене смертной казни",  а в 1949 году СССР даже вносит на сессию Главной Ассамблеи ООН вопрос об отмене смертной казни во всех государствах мира.
Это выглядит тем свыше лицемерно, что  уже в начале 1950 года для расправы с участниками  процессов, названный "петербургским делом", но в проходившим по всей стране  (да-да, по таким образом "по множественным требованиям трудящихся") был издан новый указ Президиума ВС СССР — "О употреблении смертной казни к изменникам Отчизны, шпионам, подрывникам-диверсантам". Масштабы обвинений по этим статьям, увы, известны.
С того времени вопрос о моратории на расстрел не поднимался у нас вплоть до 90-х годов. Следующим после принятия Конституции РФ шагом в этом направлении стало вступление Российской Федерации в 1996 году в Совет Европы, неукоснительным условием которого было визирование на протяжении года Протокола №6 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод. Отметим, что этим документ, принятый СЕ еще в 1984 году, гласил: "расстрел отменяется. Никто не может быть осуждён к смертной казни либо казнен". В этом же году Борис Ельцин издает указ "О постепенном уменьшении употребления смертной казни в связи с вхождением Российской Федерации в Совет Европы", которым, например, руководству РФ предписывалось в месячный период приготовить для введения в государственную думу законопроект о присоединении РФ к Протоколу № 6.
В это же время  публичное мнение в Российской Федерации мало содействовало решению этого вопроса. Со слов парламентария Валерия Борщева (Яблоко"), отношение общества к данной проблеме всюду было трудным. Лишь в Швейцарии расстрел была аннулирована референдумом. Фактически в большей части государств Европы, как и в Российской Федерации, процентов 60-70 населения выступали против отмены смертной казни.  Таким образом тут мы оказались на в полной мере европейском уровне.
Но будем помнить про родные российские особенности — никакого проекта законодательного акта на протяжении месяца не появилось. И в 1997 году Протокол №6 подписывается распоряжением Главы Российской Федерации. Сейчас документ должен был быть утверждён, но этого не совершается.
Страсти по поводу запрета на расстрел в государственной думе и за ее пределами кипят нешуточные. В архиве историографического сообщества "Политика на сломе эр" сохранилась стенограмма слушаний в парламенте на эту тематику, из которой разумеется, что правозащитники и правоохранители, адвокаты и литераторы, парламентарии и гражданские активисты сломали не одно копье в дискуссии по этому вопросу. В конце концов, согласно с рекомендациями слушаний, в 1997 году в государственную думу был направлен на рассмотрение проект законодательного акта "О моратории на выполнение наказания в виде смертной казни". Его авторы — парламентарии Алексей Александров ("Российские регионы"), Валерий Борщев ("Яблоко"), Александр Дзасохов ("Народовластие"), Виктор Зоркальцев (КПРФ), Юрий Полдников (КПРФ) и Юлий Рыбаков (ДВР).
Как видим, межфракционного согласования достигнуть все же удалось. Но это не спасло закон от печальной участи. Пробежав подготовительные стадии разбирательства, в 1998 году на периоде первого рассмотрения было решено перенести вопрос на иное совещание . Вот с того времени на сайте Государственной думы и значится: "находится на рассмотрении".
Дума Думой, но речь-то идет о жизни людей. Смертные приговоры суда продолжают выноситься. Но… Глава государства прекратил пересматривать дела осуждённых к смертной казни и согласно законодательству они не начинают применяться . Конституционный суд дает пояснение — пока во всех субъектах Российской Федерации не начнут функционировать суды присяжных, такие приговоры суда являются нелигитимными.
К 2010 году суды присяжных были уже во всех регионах. Появилось опасение, что расстрел будет восстановлена. Но Конституционный суд выносит определение: "по итогам долгого запрета на использование смертной казни сформировались устойчивые гарантии права человека не быть подвергнутым смертной казни и сложился конституционно-правовой режим, в рамках которого и — с учетом межгосударственно-правовой направленности и обязанностей, взятых на себя Российской Федерацией, — совершается невозвратимый процесс, нацеленный на отмену смертной казни как исключительной меры наказания".
К этому времени, действительно, Сергей Бабурин внес в государственную думу закон "Об отмене запрета на выполнение наказания в виде смертной казни в РФ". Но и он с 2005 года лежит без движения и значится как "пребывающий на разбирательстве".
В конце концов сложилась парадоксальная обстановка: Протокол № 6 завизирован, но не утверждён Российской Федерацией (кстати, исключительной из стран — участников ЕС). По внутреннему закону РФ запрет вроде как не имеет юридического основания.  Но имеется еще Венская конвенция, по которой не разрешаются деяния, противоречащие завизированному документу, даже если он не утверждён.
Вот в таковой пару межеумочной правовой позиции находится сейчас запрет на расстрел . Публичное мнение так же, как и прежде не через чур благосклонно к этому вопросу, исходя из этого и нынешнее поколение политиков не спешит его поднимать.
Остается уповать на обращение Владимира Лукина в бытность его Полномочным по защите прав человека в Российской Федерации. Он утвержает, что "по сути, расстрел в Российской Федерации уже была аннулирована, в частности и де-юре. Любое использование смертной казни будет означать наш выход из Европейской конвенции, а значит, и из Совета Европы. Таким образом, практически, у нас имеется полная отмена смертной казни — на мой взор, это абсолютно точная правовая позиция".

No comments:

Post a Comment